Соборный кулич раздора

kulich-1

Ваш любимый самиздат «Батенька, да вы трансформер» продолжает свою новую традицию — рубрику «Юлия Дудкина смотрит на большие вещи». В первом выпуске Дудкина была заброшена на Москворецкий рынок, где в патриотическом экстазе граждане сначала построили, а потом уничтожили самый большой в мире суверенный холодец. На этот раз Дудкина отправилась смотреть на самый большой в галактике кулич (900 кг) и на озверевшую многотысячную толпу, готовую порвать собрата за кусок кулича — мат, ненависть, давка, ад, ад, ад. Оставайтесь с нами, мы держим руку на пульсе событий.

Прямо перед моим носом покачивается аккуратная круглая женская попа. Из заднего кармана торчит гигантский iPad, от него куда-то вверх тянутся наушники. Не знаю, как на эволюционной, а вот на лестнице станции метро «Пушкинская» эта девушка оказалась выше меня. Мы уже десять минут пытаемся выбраться на улицу.

Чтобы собрать толпу людей в одном и том же месте в центре Москвы, можно свезти их на автобусах и вручить каждому по триколору. Можно заплатить всем по триста рублей. А можно просто пообещать бесплатной еды. Если верить СМИ, вместе со мной наружу сейчас протискиваются около пяти тысяч человек. Все приехали откусить кусок от гигантского кулича. То ли пост виноват, то ли кризис, но люди выглядят голодными и озверевшими. Справа от меня — семья: мама, бабушка, маленький мальчик. Они приехали в центр города вовсе не отмечать Пасху.
— Коля очень хочет попробовать гигантский кекс, – говорит мама.
— Конечно, — одобряет бабушка. — Куличи вон какие дорогие, а этот бесплатный, хоть кусочек-то надо отщипнуть.

Коля извивается у них в ногах и отчаянно рвется наверх — к солнцу.

kulich-4

Как настоящая москвичка в десятом поколении к народным гуляниям в центре города я отношусь с презрением. На Пушкинской площади люди суетятся, врезаются друг в друга на полном ходу, ломают друг о друга конечности. Посреди площади стоит огромный белый шатер. Кажется, что в город приехал цирк Шапито. Но нет — это всего лишь гигантский кулич весом 900 кило прячется внутри шатра. Вокруг — тоннель из решетчатых заграждений. Люди набились в него так плотно, что между прутьев торчат их руки, бока и носы. То и дело кто-то из прохожих, впечатленный этой картиной, подходит к заграждениям:
— А вы чего тут все стоите?
— Тут бесплатный кулич!
— Да, тут кулич давать будут!
Все так. Не гигантский, не праздничный — бесплатный.

— Да тут очередь как в Мавзолей, — переговариваются между собой пожилые женщины.
— Так чего вы тогда пришли? Лучше бы погуляли.
— Так мы и пришли гулять, — отвечают они и продолжают стоять в очереди.

kulich-3

Синие решетки, которые впиваются в человеческую массу, выглядят какими-то очень уж яркими. От них подозрительно пахнет краской. Кому-то в толпе удается изогнуться и, отделившись от прутьев, посмотреть на свою одежду. Раздается мат. Толпа подхватывает каноном. Совсем не церковным.

Рядом со мной — три интеллигентного вида девушки с камерами. Спрашиваю: «Как вы думаете, зачем нужен гигантский кулич?». Задумались.
— Ну… Это православная традиция.
— Православная традиция — печь гигантскую еду?

Потупившись, думают еще несколько секунд.
— Точно! Он символизирует всеобщее сплочение! — решает одна из собеседниц.

kulich-5

В толпе за загородками действительно полное сплочение.
— А ну выходи отсюда на хер!
— Че вы прете-то? Мужик, а ты за мной был!
— Да мы давно тут стоим!
— ААА! Ребенка раздавили! Раздавили ребенка!

Наконец появляется батюшка, который приехал освящать кулич.
— Христос воскрес! — приветствует он матерящуюся толпу.
— Воистину воскресе! — хором отвечает пристыженный народ.

На площади раздается колокольный звон. Батюшка приоткрывает занавесь шатра и аккуратно заходит, как царь Додон к Шамаханской царице. Там, внутри, его ждет 900-килограммовый кулич и вода, которая, если и была святой, давно должна была опростеть от звучащих вокруг нее мата и проклятий. Люди притихают и плавятся как свечки на жарком пасхальном солнце. Наконец, стены шатра распахиваются. Дети, стремясь увидеть чудо-кулич, лезут на плечи к родителям, бабушкам, дедушкам и просто незнакомым людям. Но что-то идет не так. Посмотрев пару секунд, дети горестно вздыхают и начинают проситься домой. Блюдо оказалось не огромным. И даже не вполне куличом. Я забираюсь на решетчатое ограждение и вижу, что вместо кулича там торт. Впрочем, он действительно большой. На нем из крема и зефира выстроены узнаваемые здания Москвы. Вот главное здание МГУ, вот Храм Христа Спасителя, а вот от него тянется мост, по которому я каждый день иду на работу.

kulich-2

Справа от меня три девушки окружили рыжеволосого парня с пушистыми ресницами.
— Эх, там такая красота, а ее съесть хотят, — глубокомысленно вздыхает парень. У девушек перехватывает дыхание, на площади становится еще жарче.

Некоторые не могут разглядеть торт-кулич, даже взобравшись на ограждение. «Пойдем домой, по телевизору увидим», — вздыхают те, у кого дома есть еда. Остальные начинают ломиться к угощению. Супружеская пара рядом со мной спорит: грех это или не грех — фотографировать кулич. С другой стороны — семейная драма. Мама привела мальчика Никиту смотреть на кулич, а он никак не может его разглядеть и чуть не плачет. Наконец она разрешает ему перелезть через ограждение и говорит девушке с другой стороны: «Пропустите его, пожалуйста, он только посмотрит». «Да куда я его пропущу, я тут сама вообще-то стою», — дерзит в ответ девушка, но мальчик уже прошмыгнул внутрь толпы. Туда, где бешено толкаются и дерутся. Мама беспокойно ждет, пока ее сын, наглядевшись на кулич, вернется, но, даже если он вернется, он, скорее всего, уже никогда не будет прежним.

kulich-6

Толпа все напирает.
— Да я же только посмотреть пришла, я не расстроюсь, если мне не достанется, — объясняет мне женщина в черной шляпе, а сама достает из кармана пластиковый пакет и передает мужу — он стоит впереди нее в очереди.

Вдруг из шатра раздается душераздирающий визг. Слов не разобрать, но что-то про «руки, ноги, самое главное». «Прекратить раздачу. Прекратить раздачу!» — громогласно командуют стражи порядка с интонацией: «Ваша акция не санкционирована». Прямо рядом со мной из столпотворения выныривает фотокор «Аргументов и фактов».
— Что там вообще творится?
— Да там начали кулич раздавать, а люди руки через прутья тянут, чтобы кусок схватить, чуть не повалили и шатер, и кулич…
— Руки? Через прутья?

Он показывает мне снимок. Синие железные прутья, сквозь них тянутся десятки рук с тарелками. Пожилая интеллигентка, увидев снимок, смеется в голос: «Ой, не могу! И это в святой-то день! Лучше бы ни куска никому не дали, сейчас переубивают друг друга!».

Христос воскрес; девочка, сидя на плечах у мамы, колотит ее по голове: «Мама, а вдруг нам не достанется кулича? Мама, а вдруг нам не достанется? Мама, а вдруг нам не достанется? Мама, а вдруг нам не…»


Эти запредельные картинки нам нарисовала Дарья Сазанович. Дарья, вы просто волшебница!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

11 комментариев

  • Все эти меропрятия с бесплатной раздачей еды непременно обнажают отвратительную душевную нищету нашей публики. Плеваться хочется :(

  • Capt At Sea:

    Юля, ты феерична)

  • Юра:

    Кулич без георгиевских лен, танчиков и похоронок? Странно.

  • Наталья:

    Отличный текст, прекрасно живописующий противоречия русской души, где смех и слезы, мат и благословение, и все в одном, и все в большой куче. Прочла с превеликим удовольствием, почти не плакала.

  • Екатерина:

    Отличный пост. Талантливая журналистка.

  • серж:

    Куличнаш !

  • Алексей:

    Мда, людям самим-то не стыдно, быть таким стадом?
    Статья отличная, спасибо)

  • ЮЛИЯ:

    Салаты в стаканах, блины на лопате, кулич через прутья на бумажных тарелках.Способ кормления населения определился.Толпы народа без чувства собственного достоинства, халява отменяет всё-мозги, инстинкт самосохранения.Кошмар какой-то.Юля молодец, написан репортаж от души.Предлагаю отменить магазинное снабжение населения, гордые быстро повымирают, а с остальными можно будет уже обращаться как угодно.

  • Николай:

    Вообще, этот кулич уже не торт. Не соблюдены главные традиции. Где раздавленные насмерть старики и дети, как на Ходынском поле после коронации Николая II, где упившиеся бесплатным спиртным и замерзшие насмерть мужики, как после коронации Анны Иоановны? Неужели подобного истинного народного сплочения на крови не было уже со времен похорон Сталина? Так и национальное самосознание потерять не долго. Грустно, господа-товарищи…

  • Отличное повествование!) И клевые картинки) Ещё!)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *