Пушистый хвост феминизма

Zootopia-4-1940x1119

Разбирая последний эпизод «Звёздных войн», мы уже говорили о динамике развития компании Дисней за последние годы под руководством нового управляющего Боба Айгера, который построил империю империй воображаемого мира массового анимационного кинематографа. Поглотив Pixar, фабрика рисованных грёз наконец обрела гармонию между высоким пафосом идеалов своих героев и сатирическим чувством юмора побочных линий. Кроме того, драматургическое остроумие и техническое совершенство позволили компании создать фильм, который с одинаковым восторгом смотрят гогочущие над пародиями взрослые и захваченные перипетиями сюжета дети. В прокате «Зверополис».

«Зоотопия» — именно так следует называть картину о зверушечном утопическом городе равных возможностей, потому что вариант наших прокатчиков «Зверополис» снижает социальный пафос идеи мирного сосуществования волков с ягнятами и коров с медведями от утопии до самоуправляющегося греческого полиса (в котором демократия соседствовала с рабством). Эта библейская идея мирной жизни некогда хищных и травоядных животных подразумевает как будто бы времена после второго пришествия Мессии. Мир Зоотопии как бы сообщает нам: препятствием к раю на земле был не технологический прогресс, а сам человек. Поэтому его в мире антропоморфных животных нет. Впрочем, ничего и не обидно: в утопическом мегаполисе после страшного суда нас ждёт все та же классовая вражда, организованная преступность, государство и его репрессивный полицейский аппарат. You’ll miss nothing.

Если спускаться с небес на землю конкретных разбирательств, то первым делом, конечно, нужно сказать об эволюции героини Диснея, которая шагает в ногу со временем. Сам Уолт Дисней был тираном, расистом, сексистом и образцом нетерпимости. Героини, созданные при его жизни, были пассивными красотками, обученными азам пения и домашнего хозяйства, — персонажами, над которыми ставили нещадные патриархальные эксперименты. Что если девушку благородного происхождения воспитать по-королевски, а затем сделать прислугой сначала в доме собственного отца, а затем в рабстве семи сказочных уродов? Белоснежка станет воспринимать любого проходимца, который пообещает ей пару выходных в неделю и ежемесячный выход в свет, благодетелем. Что если сызмальства воспитывать девочку, как прислугу, без вот этого вот опасного аристократического образования, полностью лишить её свободного времени, заставлять работать с утра до вечера и не иметь друзей? Может быть, можно тогда получить женщину, рядом с которой принц не будет бояться, что она с ним только из-за денег?

Ну, ладно-ладно, предположим, мы хотим принцессу: следует спрятать её от мира в лесу, чтобы она не испортилась, пубертат пусть весь проспит, чтобы без сюрпризов, а за сладкий поцелуй пусть чувствует вечную благодарность принцу (и неплохо ещё, чтобы на неё давило чувство вины за то, что вместе с ней уснуло всё её государство, до управления которым её всё равно никто подпускать не собирался). Господи Иисусе, хорошо, что эти времена позади.

Второе дыхание диснейки обрели в девяностых: кроме атавистической восточной женщины Жасмин из сказки об Алладине героинями нового поколения мультфильмов стали пацанка-Русалочка, книжный червь Белль, экологическая активистка Покахонтас и будущий мастер боевых искусств Мулан. У женщин появился независимый активный характер, убеждения и принципы. Правда, финал интересной жизни всё равно почти всегда заканчивался свадьбой: только Покахонтас спровадила любовника домой, объяснив ему, что развлекаться им неплохо, но разделить жизнь она может только с единомышленником, за что и получает дополнительные бонусы несмотря на антиреалистическую анатомию.

В двухтысячных женская тема с экранов Диснея почти исчезла, но в 2009 году компания выпустила мульт «Принцесса и лягушка», который наконец твёрдо заявил о том, что Дисней осознанно вступает в какой-никакой феминистский дискурс. Это был первый фильм, в котором оказалась возможной ситуация выбора между делом мечты и жизнью замужней «принцессы», — и делался этот выбор не в пользу короны. Разгромной критике подвергся не только образ пустышки в розовом платье, но и сама идея принца, чей статус не обещает никаких достоинств, кроме наследства. А затем появилась «Храбрая сердцем» — история даже без какого-либо намека на любовную линию, в которой основной проблемой становится само существование необходимости «остепеняться» и выходить замуж.

Какое отношение это всё имеет к миру зверей «Зоотопии»? Да самое непосредственное: главный герой картины — не просто заяц. Это симпатичная зайчиха Джуди, которая борется не только с расовыми предрассудками — с навязыванием определённым видам зверей «типичных» черт характера. Она, разумеется, протестует против идеи, что лис нужно бояться, а зайцы не могут ловить преступников — ведь время разделения на хищников и жертв осталось в прошлом. Однако некоторые гэги связаны именно с феминистским вопросом: родители Джуди настаивают на том, чтобы она плодилась подобающими кроликам темпами и занималась выращиванием овощей (Kinder и Kuche, сами понимаете), — а она говорит, что её природные особенности, миниатюрность и малая физическая сила не должны быть препятствием для того, чтобы сделать карьеру в полиции. Для этого ей приходится переехать из полной предрассудков провинции в цивилизованный толерантный город, где сбываются любые мечты. Героиня «Зоотопии» — новый тип положительного женского героя, которому приходится справляться не только с сопротивлением окружения, но и с собственными предрассудками: пропагандируя межвидовое равенство и терпимость, Джуди всё же носит на поясе противолисный баллончик даже тогда, когда потенциально опасный рыжий хитрец становится её преданным товарищем по работе.

Кроме того, запомнившийся англоязычным зрителям почти так же, как сцена с ленивцем-бюрократом, эпизод неприятия кроликом комплиментов от «других видов животных» — потерял значительную часть своего обаяния от неправильного перевода. В оригинале Джуди объясняет гепарду, что «другим кроликам можно называть её симпатичной, но когда это делают другие виды животных — это…» — называется домогательством, продолжила бы любая феминистка.

В русском переводе Джуди говорит, что нельзя говорить о её ушах, что несколько уводит в сторону от давнишнего острого конфликта, который нещадно колбасит толерантную Америку: как мужчинам делать комплименты женщинам, если это считается домогательством? Если говорить о теме перевоспитания привилегированных классов и анимации, то лучшая анимированная энциклопедия по состоянию американской социальной жизни — это последний, 19 сезон «Саус Парка»: первый в истории сериала сезон со сквозным действием рисует утопический практически Сауспаркополис, в котором постулаты всеобщего равенства различные группы людей пытаются максимально воплотить — и приходят к абсурду. «Зоотопия» же иронизирует над некоторыми издержками нового мира любви и приятия, одновременно обучая маленьких зрителей тому, что мир борьбы за всеобщее равенство вошёл в эпоху постфеминизма, когда борьба за женскую эмансипацию превратилась из отдельного поля деятельности в составную часть пути ко всеобщему равенству, выгодному как травоядным, так и хищникам, желающим жить в обществе равных возможностей.

Когда крольчиха проходит подготовку в полицейской академии, её жестоким тренером, обзывающим её на все лады ватным хвостом и овощетёркой, становится белая медведица: самка, работающая в полиции благодаря особенностям своего «мужеподобия». Проходя суровую школу выживания, Джуди доказывает, что сила не должна быть единственным оружием блюстителей порядка: они должны проявлять интуицию, находчивость, сострадание и математический ум — без которых «висит» половина детективных дел в отделе капитана Буйволсона. Вообще хорошая, свежая идея для полиции хоть американской, хоть русской. Жаль, трудно реализуемая по какой-то таинственной причине. Но в целом, конечно, «Зоотопия» — имиджевый проект для полиции, и из его маленьких поклонников должны вырасти хотя бы пара десятков честных ментов, иначе зачем это всё?

Так вот. Джуди стала первым харизматичным персонажем диснеевских мультфильмов массового покрытия, который обретает благодаря своим выдающимся личным качествам не мужа или любовника, а друга — и становится первым в мире кроликом-полицейским, то есть совершает невозможный ранее профессиональный успех. Остался только один шаг, после которого возвращение к принцессе прошлого для Диснея будет невозможным: создать подобную судьбу в человеческом мире.

… а также потрясающая проработка города, забавные офисные лемминги, пародия на «Крёстного отца», превратившийся в куницу-преступника герой «Ледникового периода» и непредсказуемая детективная история о том, как вершить политику через манипуляцию общественным мнением, — но об этом без спойлеров нельзя.
6.aesthetics

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

21 комментариев

  • Просто парень:

    Вы со своими бабами обошли тему расизма и ксенофобии, очень хорошо раскрытым в этом мультфильме)
    А вообще очень взрослый мультик получился, дети в кинотеатре его даже особо не оценили, а вот их родители были в восторге и в некотором замешательстве)

    • Настя Травкина Настя Травкина:

      А также я не раскрыла темы манипуляций общественным мнением, работу СМИ, способы сбивания политического рейтинга, производства и распространения наркотиков и роли инстинктов в жизни млекопитающих, которые тоже неплохо раскрыты в этом фильме. Так получилось. А бабы, Просто Парень, они такие же мои, как и твои, чего это?

      • Просто парень:

        Не кипятись)
        Но даже из перечисленных тобою тем, проблема дискриминации женщин наиболее устаревшая и не актуальная, по крайней мере в том виде, в котором она показана в мультике. Менее актуальной будет только, упомянутая тобой, роль инстинктов в жизни млекопитающих. Уже насколько лет тема “непринятие женщины в исконно мужском коллективе” не поднимается, разве что могут быть какие-то отдельные случаи. В этом плане Зверополись безнадежно опоздал.
        Поэтому меня удивляет, что из всех горячих и животрепещущих тем, которые поднимает этот мультик, ты выбрала одну из наименее актуальных)

        Не хотел задеть своим шутливым тоном в первом сообщении)

        • Настя Травкина Настя Травкина:

          Да ты не задел, чего. Просто для меня это тема весьма актуальна!

          • Просто парень:

            Тебя притесняют на батеньке?)) просто покажи кто и я им ручки ножки то пооборву))

            • Настя Травкина Настя Травкина:

              Вот видишь, говоришь, что тема феминизма — устаревшая, а сам думаешь, что дело в притеснениях. дело в паттернах мышления. Их я и пыталась сделать видимыми.

  • Ольга:

    Спасибо, что облили грязью все мультики, на которых мы выросли. Конечно, ваше мнение имеет вес, но после прочитанного хочется только зажать вас в тёмном переулке и показать, что в диснеевских мультфильмах всё не так плохо, как в вашем зачерствевшем мирке. Они дарили нам мечты и надежды, а теперь вы пытаетесь выставить всё в негативе? Что ж, удачи, но сомневаюсь, что эта статься наберёт много положительных отзывов.

    • Настя Травкина Настя Травкина:

      Ольга, ваше желание зажать меня в тёмном переулке, безусловно, будоражит, но давайте говорить о кино. Я обожаю все мультфильмы, о которых написала, я тоже выросла на них. Они ничего не представляют в негативном свете — они только отражают общественные представления о том, какой должна быть девушка: от красивой хозяйки-рабыни в 40х-60х до искательницы приключений, готовой на подвиг ради романтической любви в 80х и 90х. Сегодня героини вовсе без любви, зато с карьерой и мечтами о личной реализации. Принцесса какого периода вы, Ольга, — вам решать самой, я же вас не заставляю менять свой уютный мир на чей-то чужой: живите как хотите!

  • Аян:

    Спасибо, Настя. Отличный текст, особенно в предверии международного дня борьбы за права женщин. Разделяю вашу интерпретацию женской роли в более ранних диснеевских мультфильмах.Вспомнился комикс Fables, в котором Белоснежка одна из главных героев.Так вот там, она относится к своему пребыванию с гномами как жестокому рабству( сексуальному, в том числе). А идолопоклонство Волту Диснею меня всегда поражало (впрочем, может люди восхищаются им, сугубо, как мультиплекатором, лидером, эдаким визионером)
    “Принцессы и Лягушки” не видел, а вот “Храбрая сердцем” мне тоже очень, очень понравилась. Приятно удивил, столь прогрессивный образ Мериды,от такой консервативной студии как Дисней. Жаль только, что и она должна была, обязательно быть принцессой.
    Что касается, Зоотопии. Ваша рецензия однозначно заинтриговала, постараюсь сходить на показ. Обычно не читаю рецензии до просмотра, но ваши просто нельзя не обойти стороной. Нужно сказать, что мне как мужчине,неизбежно предвзятому было полезно прочитать о феминизме от того, так кто много об этом знает. Опять же, большое спасибо за статью!

    • Настя Травкина Настя Травкина:

      Спасибо! Ну в порнографии каких только принцесс еще не обыграли — и рисованных, и не рисованных. Эти принцессы очень вписываются в представления об объективации женщины, превращения принцессы в объект обладания — так что их обитание в темах сексуальной эксплуатации вполне закономерно! На тему принцесс это очень интересный классовый вопрос. Но с другой стороны этот образ вполне отвечает архетипическим запросам детской психики: все в определенном возрасте эгоистически считают своих родителей самыми могущественными, красивыми и богатыми (или же считают, что их подкинули в чужую семью недобрых, некрасивых людей). Так что отождествлять себя с принцессой или принцем ребенку в каком-то смысле очень комфортно и понятно.

      • Аян:

        Да, это многое обьясняет. Но не “вредно” ли такое отождествление в будущем? И не ведет ли оно к пассивности, высокомерию и упованию на судьбу?
        Очень интересно, что вы думаете о женском образе в мультфильмах Миядзаки? И там повсюду принцессы и принцы, несмотря на то что Хаяо в молодости был марксистом.

        • Таня:

          Аян, у Мидзаки есть фильмы и не про принцесс – Тоторо, Ведьмина служба доставки

          • Аян:

            Таня, спасибо что поправили. “Повсюду” – безусловно преувеличение, я имел ввиду ранние работы мастера: Принц Солнца , Замок Калиостро, Навсикая из Долины Ветров, Воздушный Замок Лапута, Принцесса Мононоке.
            Сейчас читаю прелестную книжку Миядзаки “Starting Point 1979-1996”. Не могу не поделиться признанием Хаяо:
            “Nausicaä changed my way of thinking
            Miyazaki: As I was trying to complete Nausicaä, I experienced a change in my thinking that some people might regard as a political sell-out. It’s because I clearly abandoned Marxism. You might say I had to abandon it, but it wasn’t easy to decide that Marxism was a mistake, that Marxist materialism was all wrong, that I had to look at the world in a different way. I still occasionally think it would have been easier for me to continue thinking as I had been.
            I didn’t experience any dramatic, fierce internal struggle before changing my way of thinking; I was simply no longer able to deal with the various doubts that I had benn accumulating as I wrote. And I don’t think I abandoned Marxism because of any change in my position within society – on the contrary, I feel it came from having written Nausicaä.
            For example, I felt a little hesitation in the beginning simply because I had made Nausicaä the daughter of Jihl, the king of a small nation, which therefore made her a princess. Anticipating that some people might criticize my heroine for belonging to an elite class, I armed myself with all sorts of theories to defend myself. But after a while I no longer cared about that. Nausicaä could have been born anywhere. I have no intention of arguing about it at all. No matter what class people are born into, idiots are still idiots and good people are still good. It’s not just about right or wrong in this world; people are either good or not, people we want to have as friends or not. I’ve resolved not to think of things in terms of class consciousness. The idea that someone’s right just because he’s a worker is a lie. The masses are capable of doing an infinite number of stupid things. And I certainly don’t trust public opinion polls…”

            Так же он шутит что “Служба доставки Кики” была своего рода ответом на заявления людей, что “все ваши девочки – принцессы”
            Я пытался найти бесплатную онлайн версию, но потерпел неудачу. Если вам интересны истории о создании Тоторо или Ведьмины службы доставки, я могу их для вас перепечатать.

        • Настя Травкина Настя Травкина:

          Я, кстати, не много у Миядзаки смотрела, чтобы развернуло анализировать. Но он, по ощущениям, всё-таки героизм поощряет.

  • Ололон:

    > эволюции героини Диснея
    Простите-извините, но всяких там Белоснежек и Золушек не на студии же придумывали, это ведь просто мультфильмы по народным европейским сказочкам в изложении братьев Гримм и прочих собирателей.

    • Настя Травкина Настя Травкина:

      Ололон, нет самоочевидного выбора материала, как и нет одной-единственной интерпретации. Героиня Диснея — это специфическая героиня Диснея, и других нет. Собственно, за это все так преклоняются перед этой студией, которая очень тщательно выбирает архетипы из коллективного бессознательного и стилизует их под нужды времени.

  • Таня:

    Классный разбор, спасибо!

  • Аян:

    Новость по теме:
    “Из российского ролика Disney вырезали девочек-политиков и девочек-космонавтов” https://meduza.io/shapito/2016/03/11/iz-rossiyskogo-rolika-disney-vyrezali-devochek-politikov-i-devochek-kosmonavtov

    Я еще тут вспомнил недавний, немой фильм “Blancanieves” (Белоснежка) Пабло Берхера.
    Очень интересная экранизация, переосмысляющая образ Белоснежки

  • денис:

    Фильм отстой, персонажи ведут себя как умственно Отсталые , да и выглядит все слишком нереально, это не город а психбольница

  • SquareHead:

    Только сейчас прочёл эту заметку, так уж вышло, хотя ещё после премьеры мультика было интересно, что напишет Травкина. Спасибо, Настя, со всем согласен. Мультик очень крутой, я много над ним размышлял. И есть в мире Зоотопии несколько прикольных особенностей, если присмотреться. Пробегусь гуськом о том, что мне больше всего вкатило. Было отмечено, что там нет человекообразных обезьян, и на вопрос ребёнка “а где обезьянки?” придётся предлагать какие-нибудь гипотезы в рамках этого мира, либо объяснять из отстранённого нашего мира, почему авторы не завезли обезьянок. Люди, понятно, не нужны. А что насчёт рыб, птиц, насекомых и прочих животных? Как там дела с поеданием мяса? Интересно. Другая тема: непоследовательное поведение правильной полицейской Джуди. Мистер Биг, явный преступник, лидер ОПГ, угрожал ей физической расправой, на том основании что она из полиции. После такого в нормальном мире не должно быть идилической дружбы, и вообще-то в первую очередь работа Джуди в том, чтобы садить мистера Бига в тютьму. Но создатели весело всё усложнили спасением дочери босса. (это довольно годная идея для криминальной драмы, этакая дорожка, ведущая в мир коррупции). Но это ладно. Есть там более фундаментальные штуки, на которые следует указывать всем детишкам. Эволюция работает не так, что типа животные становятся умнее. В “Зоотопии” на этом весь мир держится, но это какая-то другая, не наша эволюция. Ну и самое основное: почему эти всякие разнообразные животные вообще живут вместе, если это так неудобно и непрактично – какой-то супер технологически сложный и наверняка колоссально дорогущий проект мегаполиса с холодным кварталом, тёплым кварталом, мокрым, сухим, для мелких, для больших…. это очень непросто объяснить. Ведь гораздо логичнее устроить для каждого вида свои города и государства, цивилизованно взаимодействующие между собой.
    В общем, мультик очень хороший. Для меня он хорош как раз вот этими приколюхами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *