Формулы в пустоте

Смысл жизни_1050

Настя Травкина, директор раздела Эстетика, ищет и находит смысл жизни.

Смысл жизни — предмет до того трудный в интеллектуальном осмыслении, что давно уже сделалось неприличным говорить о нём вслух. Можно говорить о геополитике, сексуальных извращениях, насильственной смерти, и даже озвучить свои комплексы в более-менее знакомой компании стало привычным. Вопросы личной философии тоже поднимать можно — но на периферии, там, где всё ещё есть возможность подкрепить их авторитетом и отослать сомневающегося к фамилии разработчика. Потому не могу отказать себе в удовольствии обсудить сейчас вопрос смысла жизни.

Если вы решите собрать информацию о том, что думают окружающие люди по поводу смысла жизни, вы заметите, что в большинстве своём формулировка их ответов будет больше походить на цель: открыть лекарство от рака, стать известным художником, написать роман, вырастить добрых и умных детей — и так далее. Некоторые из этих целей связаны с чувством долга, некоторые — со жжением амбиций, другие — с инерцией жизни. Однако нетрудно заметить, что цели не всегда сопряжены со смыслом. Классический пример — трудоголизм, состояние, в котором может быть выполнено множество целей безо всякого смысла. По моим наблюдениям, чем больше бессмысленных целей выполнено успешно — тем острее чувствуется нехватка смысла, потому что логика жизни переворачивается с ног на голову и вместо удовлетворения от достигнутых вершин человек ощущает тихую пустоту или вибрирующую фрустрацию.

Цель — это точка, которая имеет очень точные координаты на карте жизни. Череда целей может сложиться в путь, а может разбросаться во все стороны, заставляя кружить по сложному маршруту или впопыхах бросаться из одного пункта в другой. Здорово уметь ставить цели и иметь волю, чтобы достигать их в назначенные сроки. Но это может оказаться совершенно бессмысленным. Например, если карта, по которой вы ориентируетесь, не соответствует реальному ландшафту. Карта — это наши представления о мире, о том, что интересно или бесполезно, как поступать дурно, а как хорошо. Такая карта может дать ключ к смыслу — но и она не является им. Особенно если учесть, что она может быть бездумно унаследованной или принятой на веру от авторитетов, а не результатом собственного исследовательского труда.

Вообще, если придираться, то никто ещё не уничтожил это устойчивое выражение — «смысл жизни» — так здорово, как австрийский логик Людвиг Витгенштейн. Он сказал, что с точки зрения языка оно совершенно не имеет смысла! Тот или иной смысл, значение может быть у событий, людей и вещей в жизни, оттого мы и говорим «самое главное в жизни», расставляя приоритеты. Но чтобы сама жизнь имела смысл вне того, что её составляет — это как-то совсем уж бессмысленно! Из его представлений следует вполне логичный вывод: просто делай то, что наполнено для тебя смыслом, чтобы жизнь состояла из имеющих смысл вещей. Этим вполне можно удовлетвориться, мне кажется.

Но я почему-то не могу. Дело в том, что я принадлежу к разряду впечатлительных энтузиастов. Это значит, что во мне есть сила наделять смыслом. Если эту способность не контролировать, моя жизнь превратится в хаос, потому что великой важностью и значением для мира будет обладать всё: лежать на асфальте, верстать красиво текст, отправиться в путешествие в случайное место, размазывать краски по холсту, кукарекать поздним вечером в Камергерском. Неплохо для городской сумасшедшей, но стремящегося к хотя бы какой-то упорядоченности человека утомляет и даже изматывает. Если эту способность выключить — обессмысливается всё: самые любимые занятия, самые успешные начинания, разговор с самыми близкими людьми и какое-либо действие в принципе.

Возможно, я описываю крайний случай субъективного восприятия, но в целом способность видеть смыслы свойственна человеку, и её можно назвать базовой потребностью психики. Это то, что позволяет кураторам в музеях писать закрученные подписи к горе хлебных крошек на постаменте или куче мусора, покрытого блёстками; детям видеть в пятнах на обоях, в облаках и на мокром асфальте очертания образов; разбирать даже самые плохие фильмы и даже любить (ведь для любви нужно сделать человека частью своей жизни, осмыслить его по-новому и подарить ему новое значение). Более того, чем больше ощущения смысла человек несёт в себе — тем легче ему встраивать в свою жизнь новые элементы, которые становятся частью этого смысла.

С тех пор как мы заговорили о субъективности, мы вошли в зону психологии и собственных ощущений, а потому можем смело отбросить идею универсального смысла человеческого бытия и остаться наедине с самим собой. Первое, что бросится вам в глаза, — то, что никакой универсальный ответ не удовлетворит вас сам по себе.

Можно потратить очень много лет на поиски в фолиантах пыльных томов подходящей формулировки, разочароваться в философии и считать её только интеллектуальной забавой, способом добиться славы или предметом, который преподаёшь, и так и не почувствовать, как живительный ответ о смысле жизни вливает силы в каждый твой день. Если не воплотить понравившуюся формулу в жизнь, если не попробовать воплощать её каждый день и выстроить на ней всю жизнь — смысл не появится. Религиозная формула предполагает каждый день чувствовать счастье от осознания существования Бога, радостное доверие к священным текстам и представление о своей жизни как о пути познания Бога и служения ему. Прагматическая формула — делать только то, что полезно организму и позволяет реализовать ваши потребности. Это совершенно не важно, важно то, что такая формула работает только на практике вашей собственной жизни.

Я не могу ответить на вопрос об универсальном смысле человеческой жизни, но точно могу сказать, что каждый день делать то, что ты считаешь правильным по тем или иным причинам, — рождает ощущение осмысленности существования.

На каком-то абстрактном уровне это превращается в космическую математику. Мы висим в абсолютной пустоте и заполняем её математическими формулами с неизвестной переменной — просто потому, что у человека есть эта потребность рождать смыслы. И только если все уравнения последовательны и находятся в одной системе счисления, переменная становится если не вычисляемой, то везде равной самой себе. Возможно, эта задача никогда не решится, но мы чувствуем, что эти формулы работают без остатка благодаря ей.

Ну а о том, почему выбранная вами формула всё равно не работает, на днях подробно объяснил Олдос Хаксли.

6.aesthetics

Эту отличную иллюстрацию на заходе для нас сделала Дарья Комлева-Литвинова. Дарья, спасибо вам большое!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

5 комментариев

  • Jungalist:

    А можно и не отбрасывать универсальный смысл бытия, а придумать смысл существованию человечества и двигаться в его контексте.

    Например, что Бог создал людей, потому что ему одиноко.

    Сначала он создал ангелов, но получилось не то что-то. Такие себе био-роботы. Свободы выбора нет, предсказуемы и потому не смогут достичь уровня создателя. Поэтому он решил создать людей. Саморазвивающиеся создания, с полной свободой выбора. Зверюшки вышли местами смешные, местами страшные, но вроде как перспективные.

    Поэтому смысл существования человечества в целом в том, чтобы человек когда-нибудь достиг уровня Бога. И человека персонально примерно такие же. Развивайся и будет тебе счастье. Цель достижима, всё необходимое в тебя заложено.

    Такой смысл жизни не требует от тебя каких-то дополнительных действий, трудно достижим, но вместе с тем и мотивирует. Развиваться-то по разному можно. Даже обычное лежание на диване превращается в прокачку скилла. Правда, польза у скилла довольно сомнительная. Но жизнь наполнена смыслом. Что и требовалось.

  • ИNсус:

    Франкл одобряет)

    • Настя Травкина Настя Травкина:

      Со времен Франкла смыслотерапия должна была, наверное, уйти далеко вперёд — но я тоже не в курсе пока.

  • Тарас:

    Является ли потребность искать смыслы чем-то иным, нежели привычкой ума – вот в чем вопрос. Если это лишь привычка, то от нее можно отучиться, и наоборот – если от нее можно отучиться, то это лишь привычка. Здесь прямая дорога к разным упражнениям и опытам над собой (что нам терять?), но я сам в последнее время скорее ищу подтверждений, что еще остались люди, способные на искренность – в философии, в искусстве, в игре… И понимающие (помнящие), что реальность существует. Поэтому я иду в Гугл, куда провалилась вся социальность, и печатаю там, в кавычках для точности, например, “меня не интересуют технологии”. Или “дьяволочеловечество”. Или “пустота современного искусства”. Иногда то же самое по-английски. Хочется передать там и ужас, но для него слов нет. Набираю это и смотрю, сколько еще вменяемых людей ютятся где-то на маргинальных сайтах. Они есть, перебегают под обстрелом. Чаще, правда, попадаешь на черносотенные ресурсы, на последователей Поппера или на бизнес. И хочется оставить им это медийное поле, пусть тонут со своей Атлантидой.

    Я все же немного жалею, что попал в свое время на философский факультет. “Искусство умирать” надоедает, особенно когда кругом одни дилетанты. Гораздо правильнее было бы найти интересных людей, пусть они не такие просветленные, и снимать какое-нибудь веселое кино, фантастику, к примеру. Я думаю, жизнь надо утверждать – тогда утвердишь и ее смысл, какой бы он там ни был…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *