Физиология Китая

chin1

Нет ничего более непостижимого, чем чужая культура, но мы пробуем разобраться в том, как живут люди в разных частях шарика Земли. Сегодня мы узнаем, как функционирует культурная физиология в многомиллионной толпе самого загадочного соседа России — Китая.

Я выхожу из самолёта, иду по рукаву в здание шанхайского международного аэропорта Хунтяо, с трудом подавляю желание зайти обратно, чтобы спрятаться под кресло и тайком тем же самолётом улететь домой. Воздух не лезет в лёгкие, он густой, влажный, в нём стоит лёгкий запах копоти, горизонт теряется где-то вдалеке из-за смога. Но я старательно вдыхаю и выдыхаю, привыкая к пыли в лёгких. Не так давно китайский современный художник Ван Жэньчжэн сделал кирпич из твёрдых частиц, выловленных им из пекинского воздуха с помощью промышленного пылесоса.

У меня есть только 10 юаней (около 150 рублей), оставшиеся с прошлой поездки в Китай. В Москве я забыла поменять деньги, все банки закрываются в шесть вечера, а круглосуточных обменных пунктов здесь не существует. Поэтому до города я добираюсь на мопеде вместе с двумя двадцатикилограммовыми чемоданами и водителем мопеда всего за 5 юаней. Он останавливает меня около университета, учиться в котором я приехала. Уже ночь, и в учебной части нет никого, кто мог бы обрадоваться моему прибытию. Я покупаю на оставшиеся 5 юаней миску лапши у уличного повара с огромной кастрюлей, привязанной к велосипеду, и отправляюсь гулять по ночному Шанхаю. Пахнет гарью, влажностью, плесенью, специями и какими-то цветами.

Это уже второй мой год в Китае. Несмотря на это, моё отношение к нему продолжает балансировать между отвращением и восхищением, уважением и желанием немедленно унести отсюда ноги. Удерживает любопытство: Китай многослоен, его культура, как известно, древняя и мудрая. Также не покидает ощущение исключительности, которое даёт длительное пребывание в другой стране, ведь хочешь не хочешь, а приходится вникать в повседневную жизнь людей, с которыми живёшь в одной стране. Привет, Поднебесная!

— Привет! Как там страна восходящего солнца?
— Привет, хорошо, но страна восходящего солнца — это Япония.
— Блин. Окей, и как там страна доширака?
— Страна доширака — это Корея.
— Ясно. У тебя уже, наверно, глаза там узкие стали.

Мне очень сложно что-то утверждать о китайцах вообще, потому что я живу в чуть ли не самом космополитичном городе мира, он многонационален и потому немножко безлик. Банального «город контрастов» будет маловато: Шанхай состоит из них, будто его специально строили под это определение. Небоскрёбы снизу облеплены маленькими картонными домами, разница в доходах между богатыми и бедными не позволяет выделить средний класс, иностранцы сливаются с толпой и остаются в Шанхае на долгие годы (впрочем, крайне редко — навсегда).

И всё же именно в Шанхае мне стало ясно, что никакая глобализация не способна полностью поглотить то, что накопилось в китайской культуре за тысячи лет существования пороха, бумаги, палочек, чернил, компаса и прочих китайских ништяков. Так, например, невозможно отучить китайцев публично рыгать, пукать, справлять нужду и в особенности — плеваться. Среди старшего поколения плевки сохраняют некое ритуальное и церемониальное значение. Смачно плюнув, можно отогнать злых духов, за которых иногда принимают иностранцев, особенно блондинов и негров (китайцы жуткие расисты: негров они не любят и считают некрасивыми).

Мимо меня идёт благообразный сухенький дедушка под ручку с толстенькой бабушкой, оба они смешно семенят и о чём-то громко разговаривают. Моего китайского недостаточно, чтобы разобрать детали, но интуиция подсказывает, что говорят обо мне. Дедушка останавливается, с подозрением осматривает меня с ног до головы, а потом смачно плюёт вслед. На его лице нет неприязни, просто настороженность. Я почувствовала себя тем самым чёрным котом из песни Жанны Агузаровой, которому не везёт. Требуется немало выдержки, чтобы побороть ощущение дискомфорта и вспомнить, что ты мог попросту сойти за злого духа, а это хоть немного, но льстит.

Вот что пишут на форумах русские туристы об ужасном поведении китайцев на улицах Шанхая:

xxx: Народ, вот скажите, а почему китайцы харкаются на улице?
yyy: Зелёный чай — вот причина постоянного отхаркивания! Попробуйте сами хотя бы две недели постоянно пить только зелёный чай, сами убедитесь!
zzz: Насколько я знаю, строение горла у них такое, что плевать и отхаркиваться — это особенность китайцев, такая же, как пить кипяток, например. Даже самые приличные особи всё равно где-нибудь в укромном уголке — но плюются, но только если никто не видит.
yyy: Лично я не видел, чтобы плевалась молодежь, в основном это люди старшего возраста. Так как китайцы едят много острого перца — обжигают горло! Конечно же, культурные китайцы не позволят себе плевать привселюдно!
zzz: Был я там в командировке. В Шанхае. Несколько лет назад. Люди как люди, только косоглазые. А ещё палочками едят. Я, правда, ни у кого из китайцев дома не бывал, но в кафе и ресторанах едят они, как все нормальные люди, не плюя под ноги, не сбрасывая пепел и объедки на пол. Хотя и палочками. Но если попросить вилку или ложку — приносят.

Китайцам запрещали плеваться в государственном масштабе трижды — перед Олимпиадой в Пекине, перед Шанхайской биеннале и во время эпидемии атипичной пневмонии. Угроза штрафа в 50 юаней была серьёзной, но после устранения причины запрета быстро сошла на нет, и привычка плеваться победила. Мне кажется, что китайцы плюют просто потому, что в данный момент чувствуют в этом потребность, и не потому, что они некультурны, а потому, что их культура это предполагает. Фраза «что естественно, то не безобразно» звучит немножко лицемерно, потому что для многих оно всё же безобразно. Всё это принято связывать с издержками христианской культуры, разделившей духовное и телесное по принципу хорошо-плохо. Но в Китае такой чёткой границы между телом и духом нет, а есть ци — энергия, которая течёт свободно и везде, складываясь в одушевлённые и неодушевлённые предметы. Если она течёт свободно, то это естественно и прекрасно.

И вот этот дяденька, который аккуратно припарковал свой лакшери автомобиль на обочине и отвернулся к стене, чтобы отлить — он тоже прекрасен. Он не мучается и не страдает, он решает свои проблемы по мере их поступления. Женщина лет тридцати в свитере с люрексом зашла за чахлые пыльные кустики парка и присела. Дети вообще могут делать всё, что им угодно. Или всё, что их родители считают, что им угодно. Родители, бабушки и дедушки, не доверяя памперсам, предпочитают просто периодически подержать ребенка над урной, чтобы вытрясти из него лишнее. Если урны поблизости нет, то сойдёт и так, даже если это общественный транспорт.

Во времена культурной революции плевки были важной составляющей внешней политики. Говорят, что Дэн Сяопин, дважды человек года по версии журнала Таймс, во время встречи с президентом США Фордом в 1975 году плюнул шесть раз. На других переговорах, в том числе во время встречи с королевой Елизаветой II в 1986 году, он плевался гораздо чаще, а манера речи была решительнее. А на встрече с Маргарет Тэтчер по вопросу передачи Гонконга во владение Китая он не плюнул ни разу. Из этого можно заключить, что плевки были важным политическим инструментом. На многих исторических фото с участием представителей Коммунистической партии КНР можно увидеть посудины, похожие на ночные горшки. Это плевательницы. На случай, если кому-то из присутствующих понадобится освободить ци.

В Китае всё сделано для удобства актов мочеиспускания и дефекации. Обилие публичных туалетов зачастую ставит в тупик меня как жителя Москвы, который привык при малейших позывах кишечника или мочевого пузыря искать глазами вывеску Макдональдса. В больших городах типа Шанхая туалеты располагаются в интервале не более пятисот метров друг от друга, даже в метро, всегда бесплатны и довольно чисты, при них всегда дежурит один или два уборщика. Они представляют собой фаянсово оформленную дыру в полу или же вообще канаву, выложенную пожелтевшим кафелем, в которую писают и какают все вместе. В общественных местах никогда не увидеть унитаза, что, кстати, не так уж и удивительно: при таком обилии посетителей чистить настоящий унитаз — дело неблагодарное. Кроме того, справлять нужду в позе приседа считается более естественным и полезным. К слову, подобную позу часто принимают и во время долгого ожидания, например, в очереди или на автобусной остановке, вместо того чтобы стоять на ногах.

Несмотря на обилие прекрасных общественных туалетов, не все хотят в них ходить. Публичное хождение по нужде — дело иного рода, чем плевки или рыгание. Это всё же скорее прерогатива деревенских жителей, которые, даже перебравшись в большие города, отстаивают своё право писать и какать незамедлительно при первом позыве. Если такой человек решил справить нужду в общественном месте — его не остановит ничто. Пикантная деталь: в Китае повсюду камеры. Даже сельский магазин считает своим долгом приглядывать за покупателем, не говоря уже о станциях метро, аэропортах, торговых центрах и прочих местах большого скопления людей. Нетрудно догадаться, что человек, которого застали, например, за публичной дефекацией, часто может неожиданно для себя стать звездой китайского интернета. Однако широкий резонанс получают почему-то не все подобные случаи, а в основном те, что имеют политическую окраску.

Так, туристка из материкового Китая, которая присела покакать в гонконгском метро, вызвала целую волну комментариев о том, насколько Гонконг в плане культуры выше материкового Китая, а посему стоит задуматься о том, считать ли его по-прежнему территорией Китая. Если кто не знаком с вопросом, Гонконг — особая экономическая зона Китая, которую китайцы считают Китаем, а вот сами гонконгцы в большинстве своём не считают. Ещё один громкий случай: родители посадили ребёнка покакать прямо в салоне самолёта, выполнявшего рейс Гуанчжоу — Шеньчжэнь (пограничный с Гонконгом город). При этом оба туалета были свободны, но, по словам очевидцев, родители сочли туалет слишком маленьким и неудобным для их чада.

Похожий случай произошёл с китайской туристкой в Англии: пока туристическая группа делала покупки в местном торговом центре, женщина помогала своему внуку лет шести сходить по большому прямо напротив магазина Burberry. Все это широко обсуждалось в интернете, но особого шока не вызывало — только тихое возмущение особо стыдливых соотечественников. Публичные попытки сходить по нужде — такая же проблема, как и плевки, только более острая за счёт отсутствия подкрепления подобных действий высокопоставленными людьми и посему считающаяся уделом совсем уж бескультурных сограждан. Рыгание по сравнению с этим — просто небольшая культурная особенность.

Мне в детстве говорили, что плеваться публично — нехорошо. Рыгать, сморкаться, ковырять в носу — тем более. Ужасно некрасиво, подло и нецивилизованно. Раз поймав тебя за этим, окружающие тут же будут считать, что ты невоспитанный, или, что ещё хуже, провинциал. Культурным, современным и позитивным людям не положено плевать, рыгать, пукать и сморкаться. Это можно только тогда, когда никто не видит, а лучше — вообще никогда. А в Китае все давно привыкли к тому, что тело издаёт звуки, запахи, выделяет много всего разного, и смирились с издержками тесного сосуществования: в толпе заметно снижается порог брезгливости. В тесноте приходится учиться принимать чужое тело, как своё собственное.

Справедливости ради стоит заметить, что всё вышесказанное относится по большей части к старшему поколению. Мои друзья, молодые городские ребята, а также их продвинутые родители, испорченные интернетом и социальными сетями, реже плюются, рыгают и совсем уж нечасто справляют нужду в общественном месте. Из этого можно было бы сделать вывод о цивилизационном скачке, инициированном западными интернет-технологиями, но что-то совсем не хочется. Ведь у многих из этих молодых людей есть плюющийся и рыгающий дедушка (или бабушка), который может на пальцах объяснить даосскую притчу или процитировать Лунь Юй. Мало у кого повернётся язык назвать китайцев бескультурными. Иная модель восприятия телесности и тела со всеми протекающими в нём процессами — такая же неотъемлемая часть великой китайской культуры, как каллиграфия, фэн-шуй и чайная церемония.

Возвращаясь в Москву, я с ужасом думаю о том, что снова придётся закрывать рот рукой, когда я зеваю, и стараться не чавкать.

5.explore

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

21 комментариев

  • NKTN:

    хреново, Даша, что Вам _придётся_ закрывать рот рукой, когда зеваете и стараться не чавкать, но уж сделайте одолжение, постарайтесь! я свои эмоции до сих пор унять не могу после визита в поднебесную, что в шеньяне, что в пекине, что в шанхае, везде эта мерзкая ци прёт из каждого на всех углах и тем более в подворотнях и свыкнуться, понять это я никак не могу, уж простите за мой снобизм и отсутствие широких культурных границ

  • Даша Дзикевич Даша Дзикевич:

    Искренне сочувствую Вашему эмоциональному потрясению. “Широта культурных границ”, тем не менее – дело наживное. Иметь ее никому не навязывается, но это позволяет снизить неприятные ощущения от встреч с неизведанным, котоые могут произойти где угодно, не только в Китае. Насчет чавкать – не обещаю.

  • Максим:

    Автор не был в Китае, если и был то в составе туристической группы. И да если история с самолетом Гуанчжоу -женжень была, опубликуйте пруфы. Для справки между Гуанчжоу и женчженем расстояние 150 км. Машина или скоростной поезд будут в два три раза быстрее и комфортнее чем самолет учитывая время на регистрацию и другие необходимые процедуры. И по всем остальным пунктам написана откровенная чушь, собранная в сети. Графоманская чушь, а не история.

  • Александр:

    У нас это не культурная особенность,но тоже встречается, причем довольно часто. Поблевать посреди дороги это вообще обычное дело, с утра бывает по две три лужи по дороге на остановку встречается,прямо посреди тротуара, могут там же и насрать неподалеку. Автор в какой-то чересчур чистой России живет,что так удивляется публичным плевкам и прочему.

  • Даша Дзикевич Даша Дзикевич:

    Судя по комментариям, тема явно животрепещущая. Поясняю:
    1) автор жил в КНР больше двух лет, в разных городах и частях страны. В данный момент тоже находится Китае.
    2) текст – не исследование, а личные наблюдения и впечатления. Если они расходятся с чьими-либо еще – это вопрос не достоверности, а угла восприятия.
    3) текст не о том, что китайцы неопрятные грязнули, а о том, как сами понятия “чистое” и “грязное” варьируются в разных культурах.

  • Марина:

    Здорово! На кого учится автор? Переводись на журналистику. Ничьо, что я на ты? Вряд ли ты корпел /-а/ над этим опусом каждый день в течение года, поэтому позволю себе считать случайными описания сценок на улице именно тогда, когда вот-вот вскипит праведная брезгливость (ну да! Дао Дэ Цзын и пр., но это же не отменяет…..). Ударение в первом слове на первом О. С ув.

  • Orla:

    Довольно долго работала на компьютерной фирме в Тайвани, ходила в гости к друзьям – нигде публично не пукали, ни рыгали, ни плевались, ни какали – ни на работе, ни в метро, ни в театре, ни в церкви, ни на улице, ни у себя дома. Но в Тайвани не было коммунистической диктатуры. Так может, привычка публично плеваться и справлять нужду культивирована именно коммунистическим обществом?

    То есть, как и у Русских, у Китайцев тоже было 2 культуры – культура пролетариата и культура интеллигенции. В континентальном Китае культура интеллигенции была уничтожена, а в Тайвани она сохранилась и все стали вести себя воспитанно. И тогда получается – правила поведения определяются обществом, а не генами.

  • ИNсус:

    “Возвращаясь в Москву, я с ужасом думаю о том, что снова придётся” искать хоть какой-нибудь туалет(

  • По работе был прошлым летом месяц в Пекине. Молодежь там в основном достаточно культурная по западным меркам. Только вот в транспорте общественном наглые – спешат занять место.

    Мои заметки о Китае и китайцах: http://rotozeev.net/tag/kitaj

  • seweryn:

    Зачем эта демагогия об особом “пути”, “культуре” тела?. Раньше всем и всё дозволялось. В Ср.Азии тоже везде были какашки и мочевые потоки, а потом – бац и цивилизовались. У Бабеля в “Конармии”? есть фраза о селянке, которая мочилась стоя на львовском вокзале. Сегодня никто такого себе не позволяет?. Особая культура львовского тела? И еще, в основном старые, а не молодые китайцы и старушки китаянки испражняются, где удобно, а удобно везде. Но нет, мы слышим многозначительное авторское покрякивание про особую восточную культуру тела. Банальная вестернизация сделает из китайцев цивилизованных людей. Возможно.

  • Olga:

    Молодец, Даша !!!! Большое вам спасибо :-)
    В чужой монастырь со своим уставом (не суйся)….
    К сожалению, именно русские охотно ругают те странны, в корорые они “сбежали” с любимой родины ;-)

    И стиль у вас очень интересный

  • Scandei:

    Помню случай со времени учёбы в одной из провинций Китая, когда мы как группка студентов сели за столик на улице, казавшийся свободным. К нам подошёл охранник и начал орать. Более всего впечатлило, что перед тем, как подойти и начать свою тираду, чувак довольно громко и недвусмысленно испортил воздух.

  • Чжунго:

    свинсиво, оно и в Африке свинство, будь то с цитатами далсов, или без них…

  • Дмитрий:

    Если бы автор жил в Китае, то прекрасно знал бы, что Гуанчжоу и Шеньчжень находятся рядом, и самолетного сообщения между ними нет. А если бы автор умел читать по-китайски, то, перейдя по ссылке на статью об инциденте в воздухе, узнал бы, что рейс был из Нанкина в Гуанчжоу.

  • Андрей:

    Если автор живет в Китае, как утверждается, то почему такие нелепые вещи пишет? 1. Про самолет Шеньчжень – Гуанчжоу (там по ссылке рейс Чженчжоу – Наньтун, и рейса между Шеньчженем и Гуанчжоу в природе никогда не было). Любой хоть немного разбирающийся в Китае знает, что эти города очень близко. 2. Далее про 10 юаней, которые якобы равны 150 рублям. Юань никогда не стоил 15 рублей, а сейчас в среднем около 10 рублей за юань, т.е. 10 юаней = 100 рублей.
    3. Где в аэропорту автор нашел мопед??? Этого просто не может быть, т.к. туда такой транспорт не пропустили бы. И кто бы его повез за 5 юаней в центр города? Даже внутри центра поездка в 2-3 км. будет стоить 15-20 юаней.
    4. Как автор прилетел в Хунцяо из Москвы? Все рейсы из Москвы летают в аэропорт Пудун.
    Вывод, статья написана человеком не на собственном опыте, а на рассказах или источниках в интернете, которые далеко не всегда основаны на фактах.

    • Геннадий:

      А ничего, что пост не про маршруты ? Есть люди, которых хлебом не корми, дай только поймать кого-то на неточности, а дальше, уже основываясь на этой неточности признать весь материал враньём и провокацией ! Они даже кино смотрят только для того, чтоб найти киноляпы. Сюжет их мало интересует

  • тор:

    испражнения на улице лечатся просто. берешь пакет-собираешь дерьмо и на голову удаляющемуся засранцу одеваешь.
    можно даже на морду лица одеть, тронув за плечо.когда обернется.
    обычно пары раз хватает чтобы условный рефлекс выработался- не срать где не надо.
    автору можно посоветовать пердеть погромче и повонюче каждый раз когда встречается с работодателями и знакомыми.

  • Дмитрий:

    Вся эта история с отсутствием юаней высосана из пальца. В аэропорту есть банкоматы, принимающие международные карты. Взял и снял юаней сколько нужно. Ну или вся история происходила лет 10-12 назад, когда еще не у всех карты были. Но тогда юань стоил меньше 5 рублей, а не как не 15.

    И еще, как это автор оказалась в этом аэропорту, а не в Пудонге?

  • Наталия:

    Нахожусь в Китае второй год и могу сказать, что все, что написано о мерзких привычках китайцев, – чистейшая правда. Человеку, который воспитан в европейских культурных традициях, это кажется совершенной дичью! Всякий раз, когда подступает тошнота от очередной подобной выходки китайских друзей на улице, вспоминаю слова мудрой американки, которая сказала, что Китаю 5000 лет, изменить его не возможно, нужно воспринимать его таким, какой он есть… Я просто отвожу глаза от соответствующей картинки и смотрю на что-то мне интересное. Добро, что в Китае есть на что посмотреть!
    А Шенжень -Гунджоу – детали, про привычки все чистейшая правда!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *