И приходит звук: фестиваль Soundscape в Никола-Ленивце

Slack for iOS Upload (2)

Отправили десант в ландшафтный парк «Никола-Ленивец», где в эти выходные пройдёт фестиваль объёмного звука Soundscape. Здесь сознание трансформируется вслед за пространством, превращая всё вокруг в звук.

Суббота, полдень. Мы загружаемся в машину на Юго-Западной и едем в Калужскую область. Мы — это Федя Балашов, наш главный по звуку, Элина Эшман, студентка журфака и стажёр нашей редакции, и я. Нас пригласили на монтаж и репетицию фестиваля Soundscape в ландшафтном парке «Никола-Ленивец». Я никогда там не была, но знаю, что уже несколько лет в парке проходит фестиваль «Архстояние». Навигатор показывает три часа в пути, через двадцать минут — уже три с половиной, а потом и вовсе четыре. Примерно половину пути мы скребли днищем по разбитой просёлочной дороге. Укачивало, швыряло по салону на ямах. В окна ломились монстры насекомного мира. Нашей задачей было записать экспериментальный подкаст. Даже не на фестивале, а на его подготовке. Мы не знали, что нас ждёт и что, собственно говоря, мы будем там делать. У нас были с собой бутылка колы, три бутылки воды, пачка печенья «Юбилейное утреннее», баллончик репеллента, туристический коврик и два рекордера. С самого начала всё это казалось провальной затеей.

И только выйдя на первую тропу, мы поняли, что четыре часа изматывающей дороги стоили того, чтобы приехать.

Slack for iOS Upload (13)

Нас встречает Лёша Морозов, один из организаторов фестиваля. Soundscape родился как проект-наследник «Ночи Новых Медиа», фестиваля цифровой культуры в природной среде, а тот в свою очередь — как некая альтернатива «Архстоянию», когда его создатели пришли к решению, что помимо ландшафтных изменений, который остаются по завершении фестиваля, нужно создавать такие модификации среды, которые не оставляют по себе следов — звуковые, световые, обонятельные. Фестиваль Soundscape — это экспериментальное внедрение объёмного звука в живую природу. Создание таких музыкальных событий, равно как и восприятие этого объёмного звучания, принципиально отличаются как от концертов в помещении, так и от музыкальных выступлений на оупен-эйрах.

Slack for iOS Upload (14)

Лёша показывает нам несколько объектов прошедших «Архстояний», а потом ведёт на первую тропу будущего фестиваля — Портал. Вообще основных ландшафто-звуковых локаций будет три — Портал, он же арка, Тропа Мёбиуса и Поляна лабиринтов, она же акустическая поляна. Также будут задействованы переходы между ними. Когда мы подъезжаем к открывающей фестиваль локации — Порталу, нас встречает первый звук. Мы слышим его из машины, и восприятие сразу же начинает перестраиваться. Это не похоже на отдалённые звуки оупен-эйра, которые слышишь задолго до того, как доберёшься до места проведения, или на звуки из концертного клуба, которые в какой-то момент врываются в уличный шум, когда проходишь мимо.

Slack for iOS Upload (4)

Эмбиент Дмитрия Евграфова сливается со звуками природы — птицами, ветром, шумом в деревьях — и звуками, которые производим мы сами, — треском веток под ногами, скрипами, шуршанием, разговорами. Звук музыки становится основным мотивом, связывающим все остальные, и при этом единственным предсказуемым, насколько вообще может быть предсказуемым эмбиент. Мы спускаемся и поднимаемся по тропе, потом поднимаемся на крышу арки, и звук, перетекая, усиливаясь и ослабляясь, выдвигая на первый план то птиц и шум ветра, то музыку, обволакивает, перестаёт быть фоном и становится главным актором. Мы погружаемся в звук, наверху, среди крон деревьев, и привычный воспринимаемый мир трансформируется. Чтобы сделать селфи, которое просит от нас наш шеф-лобстер, и обрызгаться репеллентом, нужно закрыть одну дверь и открыть другую в этом неосязаемом пространстве.

Slack for iOS Upload (15)

Потом мы спускаемся с арки, удаляемся от неё, расстилаем коврик на траве посреди поляны детского «Архстояния», и нас накрывает волной других звуков. Здесь уже совсем по-другому слышишь птиц, себя, людей вокруг и музыку в отдалении. Если бы я умела медитировать, это было бы самым подходящим местом. Элина сидит рядом в наушниках и слушает всё то же самое, но через рекордер. Она слышит что-то другое. А я ложусь на коврик, закрываю глаза и меня обтекает волнами звуков, которых не услышишь в городе и которые живут вокруг тебя здесь, на природе. Слышала бы я их так же, если бы перед этим не прошла через арку? Скорее всего, нет. Портал на какое-то время меняет твои настройки восприятия. Наверное, именно в этом его задача.

Потраченных на дорогу часов перестаёшь жалеть сразу же, как выходишь на тропу: ты как будто переносишься в сказку, где главное действие разворачивается в волшебном лесу. Я как житель большого города, редко выбирающийся на природу, была потрясена увиденным и услышанным. Смешение звуков природы и музыки в контексте природно-рукотворного ландшафта не просто завораживает — ты начинаешь ощущать себя и воспринимать действительность абсолютно иначе. Однако больше меня поразило даже не то, что я увидела, а то, как вообще такая идея родилась у организаторов и как складно они технически смогли воплотить всё это в жизнь: проложены маршруты, установлены аудиосистемы, готовятся лайв-выступления. И всё это в буквальном смысле в лесу

Элина Эшман, стажёр редакции

Мы дожидаемся остальных организаторов и идём вместе с ними к следующей локации — Тропе Мёбиуса. По дороге Олег Гончаров, директор парка, и Ася Соршнева, музыкант и куратор выступлений на предстоящем фестивале, рассказывают нам, где будут находиться музыканты, что и как они будут играть. Я пытаюсь представить, как это будет. Но ловлю себя на мысли, что вспоминаю слышанные мной выступления в залах, на оупен-эйрах и уличных музыкантов. Но здесь всё явно будет по-другому.

Slack for iOS Upload (3)

Мы доходим до тропы. Сейчас здесь, как и на Портале, на деревьях установлены восемь колонок, у них тот же принцип работы, что и у системы оповещения. На фестивале на каждой тропе будет по шестнадцать таких колонок. Руслан, главный по технике, начал монтаж и обкатку звуковой системы ещё в декабре. Под проливными дождями, а потом в снегопад он проложил почти два километра проводов, а пульты управления прогревал и сушил строительным феном, когда они отказывались работать в мороз.

Олег и Руслан объясняют нам, что предстоящий фестиваль уникален не только тем, что это синтез трёх дисциплин — ландшафтной модификации пространства, звуковой инженерии и музыкального творчества, помимо этого далеко не все музыканты, а точнее — единицы в России и за рубежом, в принципе пишут музыку, подходящую для транслирования (в записи и в живом исполнении) в объёмном звучании на природе. Это должно быть не привычное нам стерео, а запись на восемь каналов. Музыканты присылали Руслану свои работы, а он собирал их под своё техническое детище. Я представляю себе человека, который здесь зимой, среди снега и под проливным дождём, устанавливает аппаратуру, подключает звук, колдует над пультом, поднимается на арку, спускается в низину, слушает, как меняется и трансформируется звучание при движении по тропе. Это челлендж.

Slack for iOS Upload (12)

Мы идём по тропе в сторону акустической поляны. Сейчас здесь играет музыка Яна Амита, а Ася Соршнева подключает скрипку и, импровизируя, подстраивается под звучание Яна. Мы переходим по мосткам, удаляемся от колонок и приближаемся к ним, звук погружает нас в себя, музыка сливается с вечерними звуками природы, то доминируя над ними, то уходя на второй план.

Поляна лабиринтов, на которую мы выходим с Тропы Мёбиуса, представляет собой акустическую чашу. Это природное явление замечали ещё местные жители, но его возможности открыл художник Николай Полисский.
Сейчас на Поляне лабиринтов в отдалении установлена сцена, на которой вечером в субботу, 9 июля, будет большой концерт, в нём примут участие приглашённые музыканты: Ася Соршнева и ICQ-project, Олег Нестеров и zerolines, White Slaver, Green Point, Quintenza, Andtei Oid.

Slack for iOS Upload (5)

Лёша и Федя Балашов просят нас с Элиной покричать, чтобы послушать особенное эхо, создающееся на этой поляне. Я изображаю тюленика. На фестивале здесь будут установлены колонки Funktion-One, легендарной акустической системы для больших площадок. Также Лёша говорит, что одной из фишек фестиваля будет установка апи-камеры. Это такой аналог депривационной ванны — ты ложишься внутрь железного жука, а под тобой, изолированные от тебя, находятся больше пятисот пчёл. Ты слышишь их звук и чувствуешь вибрации их крыльев.

Мы собираемся уезжать, уже ночь, на пруду возле кемпинга, где мы ужинаем, поют лягушки, а я думаю о том, что Soundscape в Никола-Ленице — это такая депривационная камера наоборот. Здесь твой слух, твоё восприятие полностью меняется, и депривацией становится твоя жизнь вне этого модифицированного звуком пространства — там, в городе. А здесь ты попадаешь в звук и становишься его частью.

А по дороге домой мы встретили лису. Она долго бежала перед нами в свете фар и оглядывалась.

Здесь вы можете послушать наш экспериментальный подкаст, записанный во время поездки. Настоятельно рекомендуем слушать его в наушниках.

6.aesthetics

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *